Тонкое, или энергетической тело

Мы состоим не только из разума и материи, по и из энергии. Йога утверждает, что у нашего физического тела существует энергетический двойник, известный под названием тонкого, или энергетического, тела. По йогонским представлениям, человек состоит из пяти кош или футляров: физического, энергетического, ментального, интуиции, мудрости и радости. Анатомическое тело — проводник, состоящий из питательных веществ, плотное физическое тело. Сосуд радости — наше казуальное тело, высшее самовыражение человека. Это тело состоит из энергии радости, которая беспрестанно вибрирует внутри нас. Когда мы благодаря занятиям йогой достигаем такого состояния, оно наполняет нас светом и радостью. Между первым и пятым футляром находятся три остальные: энергетическое, ментальное и интуитивное. Йога учит нас ненужности привыкания к любому из них и идентификации себя с ними — именно так мы освободим себя и постигнем неограниченную суть нашей природы — Атман/Брахман.

Материя и энергия — две стороны одной медали. В тантра-, кундалини- и хатха-йоге это очень существенно. Многие из техник используют физическое тело как генератор дополнительных энергетических систем. Знание о тонкой энергетической системе человека не является теоретическим или спекулятивным, это не философская абстракция и не аллегория, а эмпирический и прагматический опыт. Чувствование своей энергетической оболочки дается не просто. Требуется пробуждение особого чувственного восприятия, которое достигается путем правильного выполнения йоговских техник.

Энергетическая система состоит из праны, курсирующей по каналам нади, эта энергия контролируется и распределяется энергетическими центрами, известными под названием чакры. Прана — наиважнейшая жизненная энергия вселенной. Так же, как и материю, ее можно классифицировать и подразделять на категории. Один из аспектов праны — физические свойства самой материи, создающей и поддерживающей свои структуры. Другое ее проявление — сама жизненная сила, которую можно рассмотреть на примере животных и растений, живых организмов. Прана принимает также форму сознания и чувствительности. Эти виды энергии называются структурной, жизненной праной и пра-ной чувств. Без структурной праны нет стабильности, необходимой для воспроизведения материи. Без жизненной праны не может быть гибкости и приспособляемости физических тел, необходимой для их роста, изменения и разрушения. Без праны чувств отсутствует и чувствительность, позволяющая органической материи воспринимать, чувствовать, знать.

Внутри физического тела прана имеет пять основных функций, каждая регулируется своим аспектом: усвоение (ассимиляция), контролируемое праной, выделение — апаной, кровообращение, контролируемое вьяной, выражение, регулируемое уданой, пищеварение, регулируемое саманой. Из этих пяти внутренних ветров самую важную роль в поддержании здоровья играют прана и апана. Они должны находиться в равновесии. Если праны в избытке, то наблюдается излишек энергии. Это может привести к стрессу, гиперактивности, напряженности. Когда же чаша энергетических весов склоняется в сторону апаны, у человека наблюдаются усталость, бессилие, нехватка жизненных сил. Гармонии и равновесия этих энергий можно добиться практикой асаны (йоговских поз) и пранаямы (дыхательными упражнениями). Пять жизненных ветров также тесно связаны с разумом: их движения находят свое отражение в мозговой деятельности. Уравновесив с помощью пранаямы прану и апану, сознание обретает спокойствие и готовность к медитативному состоянию.

Специальные йоговские техники могут быть направлены на накопление, производство и стабилизацию праны каждого вида. Эти техники не только создают мощное энергетическое тело, но и питают наше физическое тело и приводят в равновесие наше сознание. Работая над созданием более устойчивого и мощного энергетического тела, йогин пытается раздвинуть границы, присущие его физическому телу. Благодаря приобретенным навыкам работы с тонким телом, он проводит необычные опыты над своим физическим телом. Среди наиболее известных примеров — замедление ритма сердца, понижение кровяного давления, изменение температуры тела в определенном его участке.

Три главные нади (каналы тонкого тела), через которые протекает прана, называются: ида, питала и сушумна, известные как потоки луны, солнца и огня. Они вьются вдоль позвоночника. Сушумна пролегает в позвоночном столбе, рядом с ней проходят два других канала: ида — слева — и пингала — справа. Они пересекают позвоночник в шести из семи имеющихся чакр. Одна из целей и эффектов хатха-, тантра, кундалини-йоги — уравновесить содержание иды и пингалы в пране и добиться пробуждения сушумны. Такой опыт заключается в пробуждении спящей энергии кундалини — из нижнего отдела позвоночника она, подобно змее, поднимается вверх. Такое пробуждение является очень сильным и ярким опытом, который переживают только прилежные и искренние адепты. В результате пробуждения кундалини разум и тело преобразуются — эти трансформации четко прослеживаются.

Семь основных чакр расположены вдоль сушумны. Му-ладхара-чакра находится у основания позвоночника возле ануса, где располагается «спящая змея» кундалини. Свадхистхана-чакра — несколько выше, на уровне половых органов. Манипурака-чакра — на уровне пупка, ана-хата-чакра соответствует уровню сердца, вишшуддхи-чак-ра расположена на уровне горла, аджна-чакра — на уровне бровей. Она известна как третий глаз и является символом мудрости. На макушке головы находится Брахма-чакра или сахасрара-чакра — «тысячелепестковый лотос». Именно благодаря практике асан и пранаямы чакры получают необходимые питание, очищение и баланс. Применяя бандхи и мудры, йог добивается пробуждения кундалини. Она поднимается и проходит через все чакры, достигая в конце концов Брахма-чакры, вызывая глубочайшее пробуждение человеческого сознания — сознание становится космическим.

Человек обладает богатым и мощным воображением. Стремления и желания человека часто бывают очень сильными. Отсюда вывод: многие ученики йоги принимают желаемое за действительное, воображая, что они чувствуют нади и чакры и ощущают пробуждение кундалини. На самом же деле они просто начинают настраиваться на тонкие вибрации центральной нервной системы, которые обычно неощутимы. Тем не менее вполне возможно прочувствовать наличие тонкого энергетического тела. Для этого нужно иметь гармоничное физическое тело, спокойное сознание и глубокое и открытое внимание.

5. СТУПЕНИ АШТАНГА-ЙОГИ: 1- 5

Ступень первая: Яма

Яма заключается в психологическом воздержании. Это первая ступень йоги, так как все наши поступки имеют психологическую мотивацию. Яма выражается в пяти формах воздержания. Они не являются моральными обязательствами, это психологическая основа спокойствия разума, без которого прогресс в йоге будет труднодостижим.

Пытающиеся добиться успехов в практике ямы, не занимаясь асанами, пранаямой и дхараной (см. ниже), столкнутся с большими трудностями, так как изолированная практика ямы зачастую просто выступает в роли «оппозиции» упражнениям физического уровня. Только упорные занятия внутренними ступенями йоги приведут к проявлению ямы безо всяких усилий.

Яма дает осознание мощного механизма наших желаний. Так называемая мораль ямы (воздержание) заключается в процессе самопознания, который приводит к тому, что природа желания и привязанности (а также вызываемого ими чувства беспокойства) становится настолько «прозрачной», что больше не оказывает влияния на наше поведение. Осознав разрушительную силу желания, мы тут же избавляемся от этого порочного круга.


4573045188436264.html
4573067211930565.html
    PR.RU™